Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении

Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении

Слово "волокно" прочно вошло в нашу жизнь - мы встречаем его в различных проявлениях: от волоконно-оптических кабелей опутавших весь мир, до экзотических кушаний в дорогих ресторанах, когда пища измельчается до состояния волокон. Но для могущественных бокс-билдеров, термин "волокно" означает в первую очередь волшебный ингредиент*, способный помочь в достижении максимума баса из минимальных размеров**.

*(Речь идет о волоконной вате из дакрона-полиэстера. Что это такое - понять трудно, но я, с помощью супруги, нашел некоторое подобие. Этот материал называется в простонародье "синтепон" и применяется в качестве подстежки в одежде и набивки мебели. Причем речь идет именно о вате, а не о листовом синтепоне, хотя последний продается в любом магазине тканей и может быть использован если его слегка распушить). **(Хотя для меня термин "волокно" в первую очередь означает MDF, или, говоря по-русски ДВП - древесно-волокнистая плита. Уж очень удобно из нее боксы ваять. Не могу тут же не поделиться собственным наблюдением - MDF очень гигроскопична и главное - пропускае воздух! Пусть немного, но пропускает. Советую пропитывать ее какой-нибудь гадостью, например олифой).

Нет никакого секрета почему использование волоконного заполнителя с успехом применяется опытными установщиками уже много лет. Возмите два совершенно одинаковых бокса, вставьте в них совершенно одинаковые динамики, заполните один из них, и вы воочию убедитесь что заполненный бокс дает гораздо более убедительный низкий бас.

Проще говоря, наполнитель обманывает динамик, заставляя его считать что он стоит в ящике, большем по объему чем есть на самом деле. А чем больше бокс, тем ниже частоты он может воспроизводить.

Заполнение бокса - альтернатива для людей, кто не хочет отдавать много места под сабвуферный ящик. Другой похожей альтернативой является изобарическая конструкция, где работает пара динамиков. Недостатком изобариков считается более сложная конструкция, необходимость покупать два динамика вместо одного, и потеря чувствительности почти на 6дБ, поскольку масса подвижной системы увеличивается в два раза. Правда последнее, как правило, компенсируется параллельным включением динамиков.

Физическая сторона работы заполнителя внутри бокса не менее интересна: Воздух внутри бокса при работе динамика сильно нагревается и при этом становится жестче*. Когда внутреннее пространство бокса заполнено волоконной ватой, шевелящиеся волокна рассеивают тепло, создавая для динамика видимость бокса большего размера. Теоретически заполнение бокса может дать виртуальную прибавку объема до 40% от истинных размеров. Проще говоря если у вас есть бокс объемом 20 литров, то при правильном его заполнении, с точки зрения динамика он будет выглядеть как бокс размером 28 литров.

*(Различают нагрев от сжатия воздуха и нагрев от выделяемого катушкой тепла, в некоторых источниках пиводились данные о повышении температуры воздуха на два градуса на каждые 10Вт мощности. Очевидно под жесткостью воздуха автор подразумевал его тепловое расширение, в результате которого, с точки зрения динамика, воздух "за спиной" действительно становится жестче).

На сегодняшний день наиболее часто используют три типа заполнителя: стекловату, просто вату и полиэстерную вату. Полиэстерная вата является лучшим выбором, поскольку не имеет мелких частиц, способных повредить динамик или вашу кожу как стекловата и стоит гораздо дешевле, чем простая вата. Вы можете купить ее в мебельном отделе ближайшего K-Mart или Home Depot или на ближайшей мебельной фабрике. (Живущим в Росии просьба принять это как шутку и поискать ее в более подходящих для этого местах, например в американских матрасах).

Для измерения эффективности заполнения автор использовал анализатор MLSSA и три тестовых бокса - закрытые боксы 39 литров и 144 литра, и фазоинверторный бокс 39 литров (порт 7.5см диаметром и 15см длиной) с различной плотностью заполнения. Для закрытых боксов эффективный объем определялся по резонансной частоте системы и значению Qes. Для фазоинверторного бокса сравнвалась частота настройки пустого бокса с частотой настройки заполненного с помощью программы Speak for Windows, которая позволяет рассчитать эффективный объем по разности резонансов.

В каждом случае результаты эксперимента были более чем многообещающи: во всех трех боксах было получено увеличение эффективного объема от 25 до 35 процентов от объема фактического, используя заполнение на уровне от 16 до 28 грамм заполнителя на литр внутреннего объема.

Таблица 1. Закрытый ящик 39 литов

Плотность заполнения (грамм/литр )Резонансная частота (Fsb, Гц)Эффективный объем (литров)Процент увеличения
0 56.6 39 --
8 53.0 45.3 14%
12 52.7 48 21%
24 51.7 51 29%
28 50.8 53.8 36%
41.9 50.4 45.3 14%
49.6 52.6 34 -14%

Таблица 2. Закрытый ящик 144 литров

Плотность заполнения (грамм/литр )Резонансная частота (Fsb, Гц)Эффективный объем (литров)Процент увеличения
0 42.0 144 --
4 42.0 144 0%
8 41.2 164 14%
12 40.3 175.5 22%
16 39.4 184 27%
20 38.6 184 27%
24 40.2 158.6 9%

Таблица 3. Фазоинвертор 39 литов

Плотность заполнения (грамм/литр)Резонансная частота (Fsb, Гц)Эффективный объем (литров)Процент увеличения
0 42.0 39 --
6.4 39.1 45.3 14%
13.6 37.2 51 29%
20 35.2 53.8 36%
22.4 34.2 56.6 43%
28 35.2 53.8 36%

При создании системы на основе этих данных надо иметь в виду, что Qes и, следовательно, Qts закрытых боксов понижается. Для фазоинверторного бокса уменьшается нижний пик импеданса, а верхний пик смещается чуть ниже по частоте. Также обнаружен еще один интересный эффект - при повышении плотности заполнения резонансная частота системы снова начинает повышаться. Причиной этого следует считать то, что волокна лежат так плотно, что не могут двигаться и эффективно распределять тепло.

Также следует отметить что заполнение менее эффективно в боксах больших размеров. Мораль: чем больше ваш бокс, тем труднее обмануть динамик.

Несколько полезных закономерностей: Заполняйте небольшие боксы - до 85 литров - с плотностью 24 грамма на литр объема и вы получите 30% прибавку к объему без каких либо серьезных побочных эффектов. Для больших по объему боксов заполнение должно быть примерно 16 граммов/литр и увеличение объема будет около 25%.

М.Линовицкий(перевод и комментарии) 1999

Шарообразная акустика

Сферические колонки из ДСП

Разрешите поделиться радостью долгого созидания! Были сделаны колонки диаметром 50 см. Толщина стенок — 3 см . Внутренний объем — 50 литров. Динамики VRC-200, 8" дюймов коаксиального типа с шелковой пищалкой на керне магнита. Фазоинвертор направлен вниз в кольцо подставки. Выполнен из отрезка пластиковой трубы.

Сферическая акустика

Мечта сделать круглые колонки появилась у меня давно, в начале 80-х годов. Воодушевили проспекты фирмы Grundig, которая выпускала сферические колонки. Сейчас я не нашел на их сайте ни одного упоминания об этих славных изделиях. Я не буду углубляться здесь в преимущества или недостатки шаровой формы. Это огромная и отдельная тема. Цель технологическая — рассказать о том, как это делалось на коленке и на кухне.

20 лет назад я так и не придумал приемлемого способа осуществить идею. Была попытка склеить из папье-маше. Детский надувной мяч, обьемом ~16 литров, обклеивался кусочками газет. После месяца(!) склеивания удалось достичь толщины корки 10мм. Ведь каждый слой приходилось сушить! Потом он благополучно перекочевал на помойку - слишком мал объем и тонкие стенки.

Но вот благодаря Genn (см. 2*), который в своей статье надоумил на интересную технологию, и пришла мысль сделать шарики из наборных колец дсп. Толщину дсп выбрал 16мм и просчитал набор колец. Материал закупался сначала на одну колонку. Ведь я не знал, что получится, и получится ли вообще. Пришлось покупать стопку квадратов дсп 50х50х50.

Сферическая акустика

В результате образовались отходы, часть которых пошла потом на второй экземпляр. В результате на вторую колонку ушло в 2 раза меньше материала, чем на первую. Сначала были размечены диски и выпилены электролобзиком. В центре дисков сверлились отверстия для последующей центровки шара. Все диски, конечно, были пронумерованы.

 

Сферическая акустика

 

Сферическая акустика

Диски свинчевались шурупами. После чего были разобраны и пропилены внутренние диаметры.

Сферическая акустика

Сферическая акустика

Кольца склеивались столярным клеем розового цвета на основе ПВА. Держит он намертво. После смазывания кольца клеем, оно привинчивалось в намеченные отверстия. Это гарантировало правильную центровку. В результате был получен шар со ступенчатой поверхностью.

Сферическая акустика

Ступенька выравнивалась крупным рашпилем, который буквально выкрошил лишний материал. Как ни странно, этот этап прошел довольно гладко и ровно. Лишнее просто скашивалось, и зарезать в ненужную сторону не так просто. Рашпиль просто натыкается как бы на стену.

Сферическая акустика

 

Сферическая акустика

Для контроля формы я использовал шаблон из толстого картона. Какие-либо неровности и царапины шпаклевались шпатлевкой для дерева. Завершающая доводка - шкуркой.

Сферическая акустика

После приведения формы и поверхности в надлежащий вид, я пропитал шар грунтовкой.

Сферическая акустика

 

Сферическая акустика

Отверстие фазоинвертора разместилось внизу колонки. Далее возник вопрос с внешним оформлением. Рассматривались разные варианты - покрытие шпоном, покраска. Была даже интересная идея оклейки желтыми и красными листьями. Этакий гербарий :) В конечном счете, я использовал самое простое и, в то же время (на мой вкус), хорошо смотрящееся решение - жидкие обои.

Сферическая акустика

 

Сферическая акустика

Подставка под колонки сделана на базе бывших табуреток, ножки которой сделаны в виде ласточкина хвоста. Сверху привинчено кольцо из ДСП, обнесенное золотистым порожком. Сейчас мне самому эти подставки не очень нравятся, и идет поиск более интересного решения. Хочется сделать что-то типа ножки шахматной фигуры с тяжелым основанием. Например, блин от штанги.

Сферическая акустика

Труба фазоинвертора настраивалась на частоту 40 герц. Я не сторонник фильтров высокого порядка, поэтому фильтр внутри первого порядка. Просто емкость МБГП на пищалку. Стенки внутри остались ступенчатые и покрыты поролоном. Резонанс сферы без фазоинвертора около 60 гц. Фазоинвертор настраивался в основном на слух. Теперь о звуке. Я считаю, что мои ожидания полностью оправдались. Хоть и большой труд, но он того стоил. Мне очень нравится звучание. Многое зависит, конечно, и от усилителя. Спаринг партнер шариков - ламповый двухтактный усилитель мощностью 50 ватт. Особенно хорошо звучат средние частоты, но и бас впечатляющий. Колонки, на мой взгляд, просто идеальны для классической музыки. Я также (и в основном) слушаю на них рок. Pink Floyd "Wish you were here", например, просто тестовый диск. Комната, конечно, нуждается в суровых акустических переделках. Обстановка спартанская и холостяцкая. Так что, уж извините..

АС - открытый ящик

NA4 - Акустика оригинальная во всем. Простейшая конструкция с непростым звучанием.

Эти акустические системы (далее - АС) я изначально разрабатывал не для себя и, что приятно, единственным условием заказчика было качественное воспроизведение Музыки и цвет корпуса, гармонирующий с интерьером. Таким образом, я не был ограничен ни электрическими характеристиками, ни количеством полос, ни габаритами АС (комната прослушивания предполагалась большая и свободная, с малым количеством мебели). В начале была идея сделать АС на более мощных динамиках (конкретно 25гдш102) или на сдвоенных 10гдш102, но потом я решил пожертвовать мощностью ради гарантированного качества и собрать АС на одном широкополоснике 10гдш102.

Динамики 10гдш102 Знаменского завода (они же, в иных воплощениях: 10гд36, они же 10гдш1-4) сами по себе звучат неплохо, и по началу хотелось даже сделать просто Экраны или ОЯ (открытый ящик), но в последствии (по эстетическим соображениям) решено было сделать ЗЯ (закрытый ящик). Вариант неидеальный, но практичный. Это была сознательная жертва количеством и глубиной баса (в сравнении с ФИ) ради более высокого его качества, и не менее осознанный отказ от прекрасно звучащего экрана ввиду его нереальных размеров. Кроме этого, для снижения влияния граней передней панели решено было сделать её максимально большой, а сам ЗЯ принял вид довольно таки плоской коробочки находящейся за этим широким "экраном". Идея эта родилась совершенно спонтанно, я провел аналогии со старыми АС, которые в большинстве случаев делали с широкой передней панелью и совершенно не занимались при этом "зализыванием" передних граней корпуса. А ведь раньше корпуса АС проектировали для качественного воспроизведения музыки (это теперь их разрабатывают все больше для интерьера). Результат моих трудов по проектированию Вы можете видеть на чертеже.

Акустическая система na-4, чертеж

Рисунок 1 - Акустическая система NA-4, чертеж

Для фасада и подставки я использовал крышки тумб из ламинированного ДСП толщиной 25 мм, короб изготовлен из ДСП 16 мм, его я "ламинировал" уже самостоятельно, самоклеющейся пленкой. Конструкция собрана на брусках традиционным способом — саморезы + клей, только клей пришлось подобрать такой, чтоб хорошо клеил ламинированную поверхность. Сборка короба и обеспечение ровного сопряжения его деталей аналогична той, что описана в статье про na-3. Дно-подставка прикручено снизу длинными толстыми саморезами.

Технология крепления дна следующая: в нем намечаются и сверлятся в ряд 5-6 крепежных отверстий, затем дно и фасад скрепляются одним крайним шурупом, (для точного совпадения кромок фасада и дна необходимо производить сборку на ровной, чистой и плоской поверхности), этот этап должен дать ровное соединение деталей; далее точно подгоняется параллельность граней деталей относительно друг друга (чтобы получить идеально ровный отступ от передней кромки дна до его сопряжения с передней панелью) и полученное положение закрепляется вторым то же крайним шурупом, остальные же закручиваются уже когда детали точно скреплены между собой; после этого конструкция разбирается и место стыка промазывается клеем или герметиком и собирается начисто.

Внутри корпуса проходят два пояса ребер жесткости. Идеальны были бы еще одна - две распорки между передней и задней стенками корпуса, но это усложняло крепление звуко-виброизолирующего покрытия. Возможные колебания задней стенки я решил компенсировать хорошей звуко-виброизоляциейизоляцией изнутри и накладкой из кожзама снаружи. В данном случае, внутри оказался ковролин на резиновой основе, приклеенный прорезиненной стороной по всей внутренней поверхности и распушенный синтепон, распределенный по всему по объему. Накладка из кожзама позволила так же скрыть единственные закрученные снаружи шурупы и придала колонкам элегантный вид сзади. Отслушивание этой пары в условиях, когда один из задников не был еще покрыт кожзамом, дало следующий результат: "неотделанная" АС имела более резкий звук, более привязанный к АС, "отделанная" же звучала более мягко, легко, открыто. Так что применения именно этого типа покрытия оказалось вполне оправданым.

Для гашения стоячих волн в корпусе было применено следующее решение: на дне и крыше короба (естественно изнутри) ковролин был закреплен волнами, причем волны на дне и крышке направлены относительно друг друга под 90 градусов. Волны ковролина делались так: сначала при помощи коротких шурупов с большими шляпками и "Момента" крепится один край вырезанной полосы ковролина, затем делается складка-волна с длиной и высотой порядка 3-4 см и снова крепится к ДСП тем же способом, и т.д. Боковые стенки при желании можно отделать таким же образом, но я ограничился лишь двумя поверхностями.

Динамики обработаны следующим образом: полиуретановый гофр (подвес) пропитан касторовым маслом, делать это надо аккуратно, малыми дозами масла аккуратно распределенными посередине гофра, иначе есть риск отклеить его от корзины или от диффузора. Делается это для устранения провала в районе 400 гц (этот рецепт "лечения" динамиков применял в своих разработках "Доктор" Александр Клячин). После пропитки гофр должно немного покоробить - это нормально пугаться не стоит, но излишняя пропитка приведет к очень сильному короблению и как следствие ухудшит звучание динамика - это нам уже ни к чему. 

Динамик 10гдш102, после пропитки гофра

Рисунок 2 - Динамик 10гдш102, после пропитки гофра

Окна корзины динамика заклеены одним слоем синтепона (порядка пол сантиметра толщиной), это позволяет снизить добротность динамика и адаптировать его, тем самым, к условиям ЗЯ. Александр Клячин рекомендовал так же наклеить противомагниты, однако пришлось обойтись без них, за неимением подходящей пары магнитов. На фото динамики, окна которых заклеены требуемым слоем синтепона. Разный цвет клеевых швов — это просто результат применения двух видов клея (темный — Момент-1, светлый — Момент Кристал, эффект идентичен). 

Динамик 10гдш102, на окнах наклеен ПАС из синтепонаДинамик 10гдш102, на окнах наклеен ПАС из синтепона

 Рисунок 3 - Динамик 10гдш102, на окнах наклеен ПАС из синтепона

В данной конструкции один из важнейших элементов, кабель внутренней разводки. В качестве недорогого варианта с гарантированным результатом, можно применить самодельный литц в бумажной изоляции. Еще один бюджетный вариант - моножила в полиэтиленовой изоляции от старого телефонного кабеля. Возраст кабеля в данном случае гарантирует его достаточный прогрев и приличное качество меди. Некоторое количество моножилок (скорее всего в диапазоне от 4 до 6) нужно с крутить в жилу, жилы свить между собой в обратном направлении с небольшим шагом (буквально 2-4 витка на метр). Более дорогой вариант внутренней разводки — использовать качественный брендовый кабель (Supra, Analysis-Plus). Естественно при изготовлении и подключении проводов учитываем их направленность. В АС я не применял ни каких фильтров, динамики подключены напрямую. Кстати, у одного из них была неверно указана полярность, так что обязательно надо проверять её самому (например батарейкой: диффузор вперед, значит + попал на +). Целью было обеспечить хороший звук при минимальной сложности конструкции и легкой заменяемости (повторяемости) основных деталей.

Специфическая форма АС и низкое расположение динамик требует наклонной установки. Располагать их следует таким образом, чтобы излучатели смотрели в точку, где предполагается расположить уши слушателя. Я решил эту проблему установкой в днище корпуса четырех резьбовых втулок. Сами ножки-"шипы" были реализованы оригинальным способом, путем объединения куска шпильки и гайки колпачка. В результате получились регулируемые опоры со сферическими головками. Если поставить такие ножки на пятирублевые монетки, точность баса и некоторых других характеристик заметно возрастает. 

Комплектующие для изготовления опор АС (роль шпильки на фото выполняет болт)

Рисунок 4 - Комплектующие для изготовления опор АС (роль шпильки на фото выполняет болт)

Результат прослушивания готовых АС приятно удивил меня самого. Предыдущий вариант этих динамиков, с которым я работал в модели NA-1, был мягко говоря неудачным (на основании чего настоятельно НЕ рекомендую пользоваться динамиками 10гдш1-4 или 10гдш2-4) производства завода Динамик). Эта конструкция, судя по всему, довольно полно раскрывает возможности данных головок, т.к. претензий к звуку практически ни каких. Не ожидал я такого музыкального разрешения и такого ровного тонального баланса. Звучат они очень даже выразительно и живо. Если находиться в зоне фокуса звука (которая у этих АС небольшая), сцена рисуется просто отлично с ощутимым объемом во всех трех измерениях. Из недостатков могу назвать не глубокий, но весьма точный (и по мне - достаточный) бас, и узкую лучевую направленность АС (даже вдвоем стерео уже не послушать).

Поздние комментарии: хотел сначала оформить этот текст так же, как и статью про NA-3, но ограничился небольшой литературной правкой, изменением абзаца о проводах внутренней разводки и добавлением абзаца об опорах (который отсутствовал в оригинальном тексте). Относительно звучания мне сложно сейчас что либо убавить или добавить. Оставил как есть, надеясь на тогдашнюю адекватность восприятия. Сейчас у меня нет доступа к этим АС, да и человека для которого я их делал то же уже нет среди нас... Быть может эти АС еще работают и радуют кого то, а может уже отправились на помойку (габариты то недетские, места занимают как пара кресел). Так или иначе, делал я их от души и на момент сборки и первоначального прослушивания готов был назвать своей лучше работой.

Себестоимость этой акустической ситсемы получилась небольшая, но будьте готовы к тому, что материал корпуса и внутренней отделки съедает основной бюджет. Форма и и конструкция АС принципиальны. Пробовал использовать те же динамики в корпусах от NA-3 и еще в нескольких других (в том числе узких) 50 литровых ящиках — результат в каждом из случаев был различный. По моему опыту корпус na-4 звучит принципиально лучше любых других вариантов.

Посвящается Антиповой Ирине, человеку по настоящему понимавшему и любившему музыку, для которой разрабатывалась и изготавливалась данная модель.

С уважением, Наумов Максим

Настройка проигрывателя виниловых пластинок

Примечание переводчика. Данная статья Laura Dearborn, помещенная в The Absolute Sound, { http://www.audiomap.de/tips/turntabl.htmили http://moze.cicada.com/audio/ttsetup.htm} хороша тем, что является мини справочником по наладке винилового проигрывателя, и позволяет понять физику процесса. Из отечественных источников можно указать статьи в АМ, частично раскрывающие тему. Это: 
1. С. Баньковский. Правильная установка головки звукоснимателя. АМ №3, 96. 
2. А. Лихницкий. Электропроигрыватель “Электроника Б1-01 Improved”. АМ №4, 95).

 

Настройка Проигрывателя

 

Если у вас зуд по улучшению вашей системы, но нет денег, то возможное решение - потратить некоторое время на возню с проигрывателем. (Но если вы ушли в CD, то вам здесь не светит.) Подобно всему остальному, тонкая механика проигрывателей подчинена законам энтропии и постепенно расстраивается, заставляя вас тоже расстраиваться от прослушивания. Возвращение каждые шесть месяцев или около того к истокам, восстановило бы вашу веру (если она пошатнулась) в виниле и, возможно, в вашу систему.

Если Вы нуждаетесь в доказательстве музыкального воздействия перестройки, прочтите этот параграф, остановитесь и сделайте следующее. Выберите приблизительно десять тактов знакомой записи и проиграйте ее несколько раз. (Если вы считаете, что несколько быстрых повторов повредят запись, используйте пластинку, которой вы не дорожите). Запомните звук (женский голос лучше всего). Теперь измените силу прижима. Не пользуйтесь приборами, только прибавьте или отнимите десятую часть или две грамма. Слышите разность? - неважно хуже или лучше. Это - только одно малое изменение в целом ряде таких изменений.

(Прим. пер.: Если вы разницы не слышите, это не значит, что ее нет. Просто вся ваша система в целом может не отследить этой разницы. Это - отдельный предмет для обсуждений).

Тщательность поможет вам получить все от ваших долгоиграющих пластинок, потому что вы работаете в очень точном масштабе. Канавки записи по ширине - несколько тысячных дюйма. В зависимости от громкости системы, Вы можете обычно слышать приблизительно 60 + dB, что означает, что вы слышите смещение канавки порядка нескольких миллионных долей дюйма. (Это подобно расщеплению волоса на одну тысячу частей.) Каждый бит движения или вибрации, допустимый на этом уровне (очень усиленный), можно слышать сквозь ваши динамики.

Теперь следует основная методика по установке проигрывателя. Непрактично, если не невозможно, давать более детальное разъяснение, как оптимизировать отдельно взятый проигрыватель - это заняло бы страницы. Вместо этого, даются основные объяснения для каждой процедуры, наряду с некоторым руководством относительно того, что делать в каждом конкретном случае. Это дает отправную точку для ваших собственных исследовательских работ или, по крайней мере, дает вам основные установки и подстройки. Они могут подтолкнуть вас разыскать кого – либо знакомого с особенностями такого же проигрывателя. Если вы чувствуете, что вы не так ловки, не продолжайте. (Вы можете повредить дорогую аппаратуру.) Найдите того, кто может совершить это волшебство. (Только убедитесь, что он является экспертом, знаком с вашей специфической системой и раньше такие настраивал.) Эта методика не заменяет руководство пользователя, которое должна быть основным вашим путеводителем.

Другой фактор для рассмотрения: Если срок службы вашего картриджа уже длительный, то многое из следующего не даст того звукового впечатления, которое могло бы дать. Имеется даже небольшой шанс, что изношенная игла повреждает ваши записи. Картриджи - одни из наиболее трудных (и наиболее дорогих) решений при покупке, потому что невозможно взять взаймы. Как временная мера (прежде, чем потратить большие деньги на бреднэйм), вы могли бы попробовать одну из высоко котируемых, но недорогих единиц. С другой стороны, не получите синдром “картридж на месяц”. Старые картриджи могут звучать почти столь же хорошо как лучшие из сегодняшних.

На различных этапах настройки ваша система может звучать не так приятно в музыкальном смысле как раньше. Остерегайтесь думать, что вы сделали неправильное регулирование. Много раз вы будете делать технические улучшения, которые откроют вам раньше не слышимый отвратительный звук. Пытайтесь его устранить, а не возвращайтесь на предыдущую ступень. Если система звучит чище в самом низу, и немножко расплывчато, вы, вероятно, ее улучшили. С другой стороны, если ничто не изменилось за исключением того, что это теперь звучит “противно”, то вы, вероятно, допустили ошибку в регулировании.

 

Техобслуживание и наладка проигрывателя.

 

Опора и Вибрация

 

Первая область исследования - это опора проигрывателя: полка или стойка. Независимо от подвески стола проигрывателя, некоторые вибрации пройдут и загрязнят звук снизу до середины диапазона. Установка опоры так, чтобы, насколько возможно, минимизировать вибрацию, поможет минимизировать муть. Это даже более важно для вертушки без подвески.

Если вы можете чувствовать любое движение опоры, слегка касаясь ее кончиками пальцев при проигрывании музыки, то это сильно ухудшается ваш звук. Чтобы получить подсказку, насколько силен эффект, послушайте через стетоскоп опору и вертушку. Или поставьте стакан воды на опору и понаблюдайте поверхность воды при игре музыки, или ходьбы вокруг. Это - простой и наглядный способ увидеть, сколько акустической и механической вибрации достигает вашей системы. Помните, что ваша система пытается воспроизвести модуляции дорожки всего несколько миллионных дюйма - около 1/1000-й толщины волоса на вашей головке. Не простая задача в этой вибрирующей среде.

Есть несколько шагов, которые вы можете сделать, чтобы минимизировать вибрации, наведенные самой системой или полученные извне. Стойка проигрывателя должна быть на устойчивой поверхности - хлипкий пол не является надежным основанием. Помните, что проигрыватель может быть или внутри или вне вашей комнаты для прослушивания. Поэтому, если у вас есть возможность, установите вашу стойку на каменной стене или бетонном полу. Если ваш пол деревянный, вы можете придать ему жесткость снизу, например, креплением распорки между перекрытием и стойкой, где стоит проигрыватель. Если вы не можете укрепить пол, смонтируйте вашу стойку на прочной стене.

Знайте, что перемещение вашей стойки на более устойчивую позицию может привести к очевидному уменьшению в басе. Так как более устойчивое размещение имеет меньшее количество вибрации, основание вибрирует меньше и поэтому меньшее количество вибраций возвращается назад в систему. Это не ошибка. Вы действительно улучшили сущность вопроса; но только изменили очевидную субъективную частотную характеристику. Не меняйте положение; отбалансируйте вашу систему заново. Чтобы повторно сбалансировать систему, вы можете попробовать переместить динамики, или улучшать настройку звукоснимателя, или поменять обстановку в комнате или даже компоненты системы.

Затем, обратите ваше внимание на стойку или полку. Все универсальные стойки имеют плоский стол или несколько перекладин, которые формируются верх и на которых стоит проигрыватель - и все это будет пагубно вибрировать (слабое место универсальных стоек для проигрывателей). Чем толще (читай: жестче) стойка будет, и чем более инертной, тем лучше звук. Но стандартные стойки не слишком жесткие. Не смущайтесь при замене. Возьмите что-нибудь очень тяжелое (по крайней мере, фунтов 25, предпочтительно и больше) и толстое (более трех дюймов). Стойка должна быть на шипах - почти все к этому приходят.

(Совет: Поэкспериментируйте со звуковыми различиями от использования мата Sorbothane вместо шипов между проигрывателем и стойкой. Sorbothane частично изолирует, в то время как шипы усиливают связь.) (Прим. пер. Фирма - Sorbothane Inc., Kent, Ohio: Производит различные материалы на основе Sorbothane (фирменное название вибропоглощающего материала на основе полиуретана), в том числе различные демпфирующие прокладки, вставки и маты.)

Больше Относительно Вибрации

Со временем винты проигрывателя могут ослабнуть, способствуя появлению паразитных резонансов. Знайте, что затягивание сверх меры может деформировать сопрягаемые поверхности и ухудшить дело. Тогда используйте ваш музыкальный слух, посмотрите на размер винта, и укрепите его. И так для всех винтов, которые что-то скрепляют вместе, будь это картридж к тонарму или провод к корпусу. Конструкция некоторых проигрывателей нуждается в настройке степени крепления некоторых элементов; в этих случаях следуйте рекомендациям изготовителя.

( Совет: Рассмотрите добавку виброизоляционного материала между двумя контактирующими частями, чтобы амортизировать вибрацию, особенно по большим плоскостям. Идея не в том, чтобы иметь вязкий интерфейс, а чтобы заполнить самые малые зазоры из-за допусков изготовителя. Демонтируйте части, прибавьте очень малое количество Blu-Tac [теперь имеющийся в продаже] или любой другой нетвердеющей замазки, затем соберите и прижмите, пока части плотно не войдут в контакт. Везде, где имеются в контакте точно обработанные, заземляющие или сгибаемые поверхности, используют какую-либо инертную смазку типа промышленной вакуумной смазки.)

Горизонтальность.

Когда проигрыватель не точно выставлен по горизонтали, это, обычно, оказывает наиболее отрицательное влияние на поведение подшипников диска и динамику тонарма, особенно анти-скейтинг. Поскольку подшипник диска круглый и находится в круглой втулке-шахте, негоризонтальность влияет на то, как подшипник скользит по втулке; чем лучше подшипник, тем меньше влияние. Из-за не выставления проигрывателя по уровню звуковые проблемы больше у поворотных тонармов и меньше у линейных, которые управляются двигателем.

Так что убедитесь, что диск проигрывателя и узел тонарма выставлены по уровню. Не делайте этого на глаз - используйте точный уровень. Если диск наклонен, то настройте подвеску (когда в конструкции шасси имеется подвеска). Если узел тонарма не горизонтален (что означает, что поворотный тонарм не вертикален), то верните его вашему дилеру для ремонта или заново выровняйте его сами при помощи тонких прокладок между узлом тонарма и шасси.

Подшипник диска

Здесь вы можете сделать только одно – заменить (или добавить) смазку. Как часто и какую - следуйте рекомендациям изготовителя. Поднимите диск, промокните старое масло не лохматящейся тканью (или всосите его чистой пипеткой или шприцем). Затем, чтобы не передозировать (почти все место во втулке подшипника занимает шпиндель.), осторожно влейте новое.

(Совет: Большинство масел для подшипников будут “музыкально” улучшены более густым [более высокая вязкость] маслом. Однако, если привод двигателя не очень силен, это более густое масло может замедлять систему. Большинство изготовителей продает свое собственное масло высокой вязкости. С другой стороны, экспериментировать - одно удовольствие.)

 

Пассиковый привод.

 

 

Некоторые пассики посыпаются тальком, чтобы они были гладкими (скользкими). Некоторые должны быть чистыми, чтобы иметь мягкую поверхность (скорее матовую, чем блестящую). Чтобы сохранить присущую тягу, сверьтесь с изготовителем относительно нужды и метода для очистки пассика. Некоторые проигрыватели, из-за их двигателей, требуют проскальзывания пассика при запуске и останове, так, что эти пассики, наиболее вероятно, обсыпаются тальком. Годы проскальзывания будут изнашивать тальк и отполируют пассик до блеска. В этом случае замените его оригиналом изготовителя.

Иногда скорость диска управляется той частью шкива, на которую надет пассик. Так что убедитесь, что надет он правильно. Пассики могут быть привередливы относительно того, где они надеты на диск и шкив - будьте терпеливы. Все, что находится на проигрывателе при прослушивании записи - граммофонная пластинка, мат, диск, фиксатор (прижим) - также должны быть на проигрывателе, когда вы устанавливаете или регулируете пассик на подвешенном шасси. Разместите на внутреннем кольце диска, состоящего из двух частей, внешнее кольцо, перевернув его, и положите все остальное сверху. Это точно нагрузит подвеску и позволит вам рассмотреть пассик на шкивах.

 

Подвеска

 

В смысле наладки, не много вы можете сделать на проигрывателе с шасси без подвески, кроме как рассматривать всю систему в целом как часть подвески шасси. Посмотрите в конце этой главы и подумайте еще, как улучшить защиту основания от вибраций.

Конструкции подвесок немного различаются, поэтому, чтобы настроить ваше подвешенное шасси, следуйте инструкциям изготовителя. Как предложено ранее, если Вы не знакомы с работами по наладке проигрывателя, найдите того, кто в этом знаток. Пользователями и наладчиками постоянно открываются приемы, специфические для каждого проигрывателя, которые могут существенно улучшить звук.

Если вы настраиваете пружины, то вы должны получить доступ к обратной стороне шасси. Поднимите его и поставьте на четыре банки из-под пива или колы. Чтобы вес (и, следовательно, положение) был точен, все, что находится на шасси при проигрывании пластинок (мат, диск, фиксатор и пластинка; используйте ту, относительно которой вы не волнуетесь), должны быть на нем и тогда, когда вы настраиваете пружины,

В основном, чтобы настроить движения подвески вверх и вниз, вы вращаете всю пружину, или, чтобы настроить высоту и уровень, вращаете гайку на одном конце пружины.

Каждый раз делайте малые пошаговые изменения, проверяя результат. Диск должен вращаться строго на одном расстоянии по всей окружности относительно шасси, и узел тонарма должен остаться горизонтально с шасси. Толкание в центр тяжести подвешенной части шасси (в большинстве конструкций) должно заставить подвешенную часть двигаться строго вверх и вниз очень свободно, без перехода на боковые или вращательные движения до затухания. Продолжайте регулировку, пока вы не достигнете этого состояния.

Наладки тонарма

Тонарм в значительной степени свободен от регулировок и обслуживания. Закрепите крепежные винты. Проверьте, на типичном поворотном тонарме, что подшипники нормальные. Возьмитесь в месте крепления головки и очень, очень мягко попытайтесь перемещать тонарм вперед и назад по длине трубки и вращать. Если вы чувствуете любой люфт, вы имеете серьезную проблему – его надо ремонтировать или менять. Исключения – свободно подвешенные или не поворотные тонармы, где, делая это, вы можете вызвать выпадение тонарма из опоры. (Прим.пер. Свободно подвешенные тонармы(well-tempered) – тонармы на нерастяжимой нити. Вот пример проигрывателя-призера церемонии HI-FI'97 в США:  Награды академии AAHEA для аппаратов класса High End. Лучший аналоговый источник: Референсная вертушка для виниловых дисков и тонарм для нее "Well Tempered Reference Turntable" компании Transparent Audio Inc.)

Если Вы имеете вязкий демпфирующий контейнер, убедитесь, что он содержит правильное количество амортизирующей жидкости, которая не испаряется, но может протечь. Если в нем имеется пыль или посторонние включения, прочистите его и наполните новым демпфирующим составом. В случае различных систем лопасти подобно SME, посмотрите, используете ли Вы правильную лопасть. Слишком большое демпфирование будет делать звук плотным, но будут теряться большое количество мелких деталей; слишком малое - и звук будет открытый и раскованный, но также и более неясный и грязный.

( Совет: Чтобы минимизировать резонансы тонарма [которые могут добавить много жесткости высокой частоты к звуку], смочите (кистью) трубку тонарма жидким латексом. Хорошо подойдет косметика для театрального грима или термоусыхающее покрытие для труб или нетвердеющая мастика, подобная Blu-Tac.) (Прим.пер. Для уменьшения резонансов трубку тонарма заполняют демпфирующим составом, например, сырой резиной или каким-либо составом для автомобилей).

Вы должны выровнять иглу картриджа с дорожкой пластинки как можно ближе к тому, как резец первоначально нарезает дорожку матрицы. Попытайтесь отследить иглой то, что было проложено резцом - чем ближе трасса одного отражает трассу оригинала, тем более точно эту дорожку можно считать. Трасса движения требует оптимизации в трех различных плоскостях. Однако она не будет одинаково совершенна в каждой из трех, следовательно, ее надо оптимизировать для лучшего баланса или компромисса. Окончательная настройка должна всегда делаться на слух и в течение длительного времени прослушивания. Только чтобы добавить вам сложности, каждая запись нарезается немного по-другому. Поэтому для полного баланса хорошего звука по широкому диапазону пластинок снова оптимизируйте (или настройте) ВУС (вертикальный угол следования иглы) для каждой записи, что некоторые люди делают, если они имеют простое регулирование ВУС на их тонарме.

Три плоскости юстировки следующие. (Пожалуйста, заметьте, что юстируется - игла, а не картридж.) Сначала, смотрим сверху, дуговые перемещение картриджа поперек записи должны оставлять иглу в том же самом положении по отношению к дорожке, как и прямолинейное отслеживание резца; это - Боковой Угол следования, или Тангенциальность. Если смотреть со стороны головки, игла должна быть перпендикулярна к дорожке, чтобы не иметь предпочтения к одной стороне дорожки, и, следовательно, к одному каналу, по отношению к другой стороне / каналу; это - Азимут. Если смотреть с боку, игла должна сидеть в дорожке правильно, под тем же самым углом как первоначальный режущий инструмент; это - Вертикальный угол следования/угол ската иглы. (Однако, ВУС изменяется от записи к записи. Поэтому, эта юстировка, в большей степени, чем это имело место с другими регулировками, должна быть выставлена по слуху.)

Также убедитесь, что расстояние от центра опоры тонарма (вертикальная стойка) к шпинделю (обычно фиксируется платой, на которой смонтирован тонарм) правильно, поскольку это влияет на способность регулировать тангенциальность. Этот размер L в дюймах разный у разных тонармов - проверьте ваше руководство или проконсультируйтесь с изготовителем.

Основные инструментальные средства - шаблон, датчик прижимной силы, пластинка, относительно которой вы не волнуетесь, поскольку могут иметь место несчастные случаи, сильный свет, который вы можете фокусировать, где надо, отвертка. Могут быть удобны малые утконосы и лупа или монокуляры. Очень трудно сделать точный шаблон (не полагайтесь на точности шаблона, который поставляется вместе с тонармом), добудьте хороший. Если он точно не соответствует шпинделю, выбросите его и достаньте другой.

Убедитесь, что провода тонарма, крепления проводов и паяные соединения находятся в очень хорошем состоянии. Минимально, прочистите контакт между разъемами картриджа и клипсами проводов, снимая и ставя на место каждый зажим. Это можно сделать легко, захватив клипсы утконосами, но будьте внимательны, чтобы вы не натягивали провода, где они крепятся к клипсам. Проверьте крепежные винты картриджа. Поскольку они должны быть плотно закреплены, то пластмассовые винты не подходят. Винты алюминиевые, латунные или из нержавеющей стали, являются новыми, не портят резьбы и поэтому хороши. Винты Аллена великолепны, поскольку ключи Аллена, используемые при затяжке, обеспечивают отличный рычаг. Прилагая достаточное затягивающее усилие на головку винта со шлицем, вам нужна отвертка с, по крайней мере, диаметром ручки ¾ дюйма - часовые отвертки не годятся.

 

Начинаем

 

Надежно приклейте диск липкой лентой к шасси. Если он сможет вращаться в течение установки, ваши регулировочные измерения не будут точны. Только убедитесь, что лента не изменила высоту или горизонтальность. Если еще не сделано, то закрепите картридж в держателе и держатель на тонарме. Винты должны быть закручены пальцами, этого достаточно, чтобы картридж не выпал, но он пока еще свободно ходит, чтобы перемещаться. Где возможно, работайте с установленным защитным колпачком иглы.

Установите номинальную прижимную силу. Затем делает процедуры юстировки касания(тангенциальности), и затем азимут. Не отклонитесь от этой последовательности, поскольку каждый шаг воздействует на последующий - измените порядок, и установка будет неправильна.

 

Прижимная Сила

 

Это регулировка на тонарме уравновешивает вес тонарма и картриджа. В этой точке, используйте ваш манометр и установите прижимную силу согласно инструкциям на картридж - окончательная настройка будет сделана позже на слух. Если Вы не имеете манометра прижимной силы, но тонарм имеет калиброванный противовес, отключите механизм антискатывающей силы или установите его на ноль. Установите противовес так, чтобы тонарм был горизонтален и в равновесии. Будьте очень осторожны с незащищенной иглой, т.к. вы не можете делать эту регулировку с установленным защитным колпаком. Как только тонарм отбалансирован, закрепите его в держателе и, используя калиброванный противовес, установите прижимную силу, согласно рекомендуемому весу вашего картриджа.

 

Юстировка Тангенциальности.

 

Следуйте инструкциям в вашем руководстве пользователя и имеющемуся шаблону; различные приборы используют различные методы. Поскольку вы выравниваете корпус картриджа в соответствии с разметкой шаблона, убедитесь, что стороны картриджа квадратные, или ваша юстировка будет неправильна. Когда юстировка выполнена, тщательно закрепите винты картриджа. Крепко держа вместе картридж и держатель, чтобы не было сдвигов, осторожно затяните каждый винт на один оборот, затем повторите до полного закрепления. Затягивание полностью одного винта до затяжки других почти всегда перекосит картридж. Однако всегда после затяжки проверьте юстировку, насколько осторожны вы были.

 

Азимут

 

Старая методика юстировки с зеркалом для азимута может хорошо работать для некоторых картриджей, но картридж с подвижной катушкой ручной работы не поддаются этой юстировке достаточно хорошо. Игла может быть смещена на несколько градусов от перпендикуляра к вершине картриджа.

Имеются два точных метода для настройки азимута. Для получения лучшего звука один использует ваши уши. Вращайте картридж в различных направлениях крошечными шажками. Добейтесь того, чтобы вы чувствовали максимальную ширину и глубину сцены и т.д. Недостаток этого метода в том, что пока вы не приобретете достаточный опыт, вы будете смущены изменениями в звуке, будьте терпеливы и тщательно работайте - это даст вам лучшие результаты.

Единственный оставшийся метод с защитой от дурака требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Установите азимут так, чтобы сигнал 1,000 Гц был одинаков в обоих каналах.

 

 

Вертикальный угол следования иглы (ВУС)

 

Если ваш тонарм не имеет специальной регулировки ВУС, то главной неприятностью может быть регулировка высоты тонарма. Особенно если стойка тонарма установлена на определенную высоту только стопорным винтом. В таких конструкциях изменение высоты требует отпускания стопорного винта, что обычно приводит к тому, что стойка тонарма стремительно падает, оставляя вас в неведении относительно первоначального положения, от которого вы отталкивались, прибавляя или уменьшая высоту. (Я говорю о своем горьком опыте.) Втисните в зазор между ножкой стойки и фланцем визитки, так, чтобы при освобождении стойка не упала. Или найдите/сделайте болванку, которая точно входит между креплением тонарма и дном. Смотрите руководство по тонарму для рекомендаций по регулировки высоты стойки.

Лучший подход в постепенной настройке ВУС - это прослушивание музыки. Вы знаете, что тонарм надо опустить на стойке, когда звук в основном жесткий и яркий, с хилым басом или с отсутствием глубокого баса, резкими верхами и резким средним диапазоном (конечно, это может также быть из-за слишком легкой прижимной силы). Искажения затемняют музыкальные детали с низким уровнем; следовательно, отмечается понижение динамического диапазона. Кратковременные атаки могут быть слишком остры. Поднимите тонарм, когда звук вялый и заглушенный, верха завалены, низы грязные и отсутствует четкость, кратковременные атаки вялые. Запомните, что это звучит ужасно не потому, что сказываются влияния в изменении прижимной силы (слишком легкая - резкость, слишком тяжелая - тяжеловесность и вялость). Они оказывают разное влияние на звук, но это тяжело объяснить.

Начните с положения, когда тонарм находится немножко ниже и мало помалу поднимайте его, пока он не станет параллелен пластинке и затем так, чтобы задняя часть картриджа была приподнята. Держите пластинку с известным вам фрагментом под рукой, где вы знаете все нюансы, чтобы вы всегда могли вернуться к нему. Диапазоны регулировки могут быть крайне широки, по крайней мере, 3/4 " или даже больше (в шарнире тонарма). Не стесняйтесь, поиграйте с полным диапазоном, чтобы вы знали, на что походит звук.

 

Антискатывающая сила (только для поворотных тонармов)

 

Во время проигрывания прикладывается балансирующая сила, противоположно направленная естественному давлению поворотного тонарма вовнутрь. Бесконтрольно оставленная, игла будет давить на внутреннюю сторону канавки, вызывая искажения как от неправильного позиционирования в канавке, так и от смещения противоположного конца иглы относительно генератора картриджа. Для того чтобы отрегулировать это, опустите иглу на пластинку около этикетки на широкую дорожку выбега. Увеличивайте антискатывающую силу до тех пор, пока тонарм не начнет медленно дрейфовать наружу, от этикетки. И опять, это должно быть завершено на слух, когда вы слушаете музыку. Если размещение образа немного не в центре, или если вещи не кажутся цельными, экспериментируйте с антискатывающей силой. Понаблюдайте за иглой, когда вы ставите ее на дорожку. Двигается ли она направо или налево относительно корпуса картриджа? Это указывает, что антикатывающая сила или слишком большая или слишком маленькая. (Прим.пер. При регулировке антискатывающей силы, допустим, при установке иглы на свободную дорожку выбега, возможен гистерезис в ее величине от дрейфования тонарма во внутрь или наружу. Гистерезис тем больше, чем сильнее трение в подшипниках тонарма, т.е. чем хуже тонарм. Она также зависит от прижимной силы. В принципе, величина антискатывающей силы должна равняться величине прижимной).

 

Точная настройка

 

Итак, вы имеете три грубых регулировки: прижимной силы, ВУС и азимута. Для оптимизации звука - это повод для повторения. Изменения в звуке при каждой из этих индивидуальных наладок могут быть похожи. Поэтому для оптимизации необходимы все три. На практике, последовательно переходя от одной регулировки к другой и затем к следующей, добиваются баланса по оптимизации для всех трех. Во время работы слушайте женский голос. Добейтесь максимального вокального образа и осязаемого ощущения персонажа.

Вы хотите начать с отклонения в малых пределах от рекомендуемой прижимной силы картриджа. Вы пытаетесь поставить электромагнитную систему в наиболее линейную позицию. Слишком большая прижимная сила, и вы смещаете катушку (или магнит) с центрального положения их диапазона. Маленькие приращения могут быть порядка 1/100-й грамма или меньше; но рекомендуются отклонения в +0,2 грамма от рекомендации изготовителя. Не волнуйтесь относительно повреждения пластинки от более тяжелого веса. Большинство повреждений пластинок (в диапазоне частот от средних до высоких) фактически вызвано неправильным позиционированием при слишком небольшой прижимной силе, чем при слишком тяжелой. (Кроме того, 0.2 грамма сверх нормы - это совсем не много). Предусматривается, что игла достаточно чиста и в хорошем состоянии. Когда вы производите съем сигнала при наименьшей прижимной силе и при этом получаете лучшее звучание (на сигналах умеренных, а не на Увертюре 1812 года), то, возможно, вы имеете грязную иглу, плохую пластинку, накопление грязи в вашем картридже или картридж стал старым.

Изменения в прижимной силе могут изменить ваши настройки ВУС и азимута. Если азимут был первоначально настроен на слух, экспериментируйте с ним. Однако, если он отрегулирован с помощью аппаратуры, оставьте его и займитесь ВУС и прижимной силой. Я иногда думаю о процессе настройки как о затяжке нескольких винтов - вы за один раз каждому винту даете один или два оборота и продолжаете по окружности, пока все из них равномерно не затяните и поверхности соединяться без перекосов. Продолжайте терпеливо настраивать, пока вы не признаете, что звук правильный и стал на место.

( Совет: Некоторые люди считают, что рекомендуемая частота размагничивания [Fluxbuster] картриджа с подвижной катушкой - каждый день, даже если картридж не использовался.)

OK, теперь вы в основном работу сделали. Окончательная настройка займет дни или недели и зависит от прослушивания системы в спокойной обстановке. В конечном счете, некоторые аспекты звука от одной пластинки до другой начинают раздражать и портить общую картину хорошего звука. Это может происходить от слишком легкой прижимной силы до ВУС. (Многие наиболее хорошие картриджи термочувствительны. Когда слишком тепло, они привносят муть, когда слишком холодно, они могут создавать резкость. Проводите регулировки в зависимости от времени года). Исключая людей, кто настраивает ВУС на каждой пластинке, большинство людей будут счастливы с позицией ВУС, которая является хорошим компромиссом для их любимых пластинок. И так, включите систему, дайте ей прогреться, сядьте и расслабьтесь, и наслаждайтесь музыкой, даже если одно ваше ухо открыто для дальнейших усовершенствований.

Одно последнее, важное слово по очистке иглы. Имеются множество рекомендаций по очистке иглы: от ультразвука, щеткой вручную, даже используя наждачную бумагу, и с различными растворами от патентованных средств на основе фреона до простого спирта или спирта с водой, как в моющих растворах для чистки пластинок. Они могут влиять на форму и состояние загрязнителей, оставленных на игле. С некоторыми современными картриджами, с иголками очень малой ширины, необходимо чистить иглу для каждой стороны ДОЛГОИГРАЮЩЕЙ ПЛАСТИНКИ. Различные методы очистки могут приводить к различному звуку и к более или менее необходимости частой очистки. Экспериментируйте с различными методами - некоторые виды очистки обязательны.

 

© absolute sound

 

 

Hosted by uCoz